Главная | Автоюрист | Содержание труда детей в природе для каждой возрастной группы

8.Труд детей в природе: методика руководства в разных возрастных группах.

стал содержание труда детей в природе для каждой возрастной группы Мне представляется

В последнее время в связи с нарастающим глобальным экологическим кризисом стал более значимым и актуальным вопрос экологического образования детей. В дошкольных учреждениях активизировалась работа по формированию у детей начал экологической культуры. Экологическое образование является частью общего образования. Это важное средство всестороннего развития ребёнка и формирования его нравственных чувств. Он должен приносить каждому человеку, и взрослому, и ребёнку моральное удовольствие. Начиная с дошкольного возраста, каждый ребёнок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными.

Только при этом условии труд оказывает на детей определённое воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны. Воспитательно-образовательное значение труда детей в природе, его своеобразие. Значение детского труда в природе невозможно переоценить. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней, уважение к труду взрослых.

У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней, умение доводить начатую работу до конца. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи. Труд в природе имеет большое образовательное значение.

содержание труда детей в природе для каждой возрастной группы много всего

Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние упругость, плотность листьев и стебля.

В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения , о животных внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения.

Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе помогает воспитать у детей любовь к ней. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело.

Работая на участке в огороде, цветнике, ягоднике , а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, результаты работы — эстетическое наслаждение, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что труд детей в природе содействует их развитию и всестороннему воспитанию: Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Труд в природе имеет свою специфику.

Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Цель труда по выращиванию овощей, ягод, цветов отдалена во времени и имеет отсроченный результат: Эта особенность требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы, помогает воспитывать выдержку, терпение. Дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых.

Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Например, вырастив овощи на грядках и собрав урожай, старшие дошкольники могут угостить ими малышей. Труд в природе увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

Труд в природе отличается от других видов труда детей тем, что дети имеют дело с живыми объектами растениями и животными , а значит, приучаются ответственно относиться к этому труду.

Удивительно, но факт! Учить детей самостоятельно определять условия, необходимые для роста и развития растений. Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными.

Дети понимают, что от их действий зависит на сколько хорошо будут чувствовать себя обитатели природного уголка, какие условия будут созданы для их жизни и роста. Педагогические и санитарно-гигиенические требования к детскому труду в природе. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: Разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Уход за животными в уголке природы особенно полезен тем, что он способствует воспитанию ответственности рыбка гибнет, если ее не накормить. Наибольший воспитательный эффект дает длительный систематический уход за одними и теми же объектами: В процессе длительного ухода за животными дети видят наглядный результат своего труда, уясняют целесообразность ухода, получают первоначальные сведения о росте и развитии живых существ.

Все это воспитывает у детей заботливое и внимательное отношение, поддерживает их интерес к объектам труда. Говоря о воспитательных возможностях труда в природе, необходимо отметить, что их реализация во многом зависит от объема затраченных трудовых усилий, от условий для систематического включения детей в труд. Содержание же труда во многом определяется условиями выращивания растений. Кроме того, существенной особенностью систематического труда по уходу и выращиванию растений является получение результата, имеющего практическую значимость, а ожидание результата связывается с радостной перспективой.

Возможность создания у детей радости ожидания во многом зависит от того, какие культуры отобраны для огорода или цветника, посеяны в ящике на окне или в тепличке, помещены в уголок природы.

Удивительно, но факт! Если дети выполнят всю работу утром, то в течение дня не будут уделять внимание живым объектам.

Если растения неприхотливы, хорошо растут, затем зацветают, у детей возникает положительное отношение к своей деятельности. Усилие, которое приходится совершать ребенку, чтобы систематически выполнять работу, оправдывается положительным результатом. Слишком отдаленный во времени результат труда, в случае если на огороде будут высажены культуры с продолжительным сроком вегетации, может привести к тому, что дети забудут цель всех вложенных усилий, работа перестанет их интересовать, сделается утомительной, и в результате окажет отрицательное влияние на формирование положительного отношения к труду.

Поэтому на огороде детского сада хорошо высаживать такие скороспелые овощные культуры, как горох, редис, лук. К тому же дети успеют собрать урожай несколько раз и тем самым закрепить навыки по посадке и выращиванию овощных культур. Труд детей в уголке природы и на участке необходимо сочетать с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Иначе у детей пропадает интерес к этому виду труда, не формируются причинно-следственные связи объектов и явлений в природе.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их астра, георгин и т. Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой.

При посеве цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться.

Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развивается осознанно-бережное отношение к природным объектам, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной.

Библиотека

Должны обязательно соблюдаться и санитарно-гигиенические требования к организации труда детей в природе. Воспитатель отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны требовать от детей известного напряжения. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка; например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание.

9.Методика проведения экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.

Выполнение этого процесса доступно детям старшего возраста в недлительное время 10 мин. Правильная организация труда заключается не только в дозировке его, но и в режиме. Продолжительность труда в младшей группе колеблется в пределах 5—7 минут, в средней — от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. Для этого виды труда необходимо чередовать, учитывая его характер чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы. Менее напряженные трудовые процессы должны сменяться более напряженными, работа - отдыхом. Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции соответственно назначению , например лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку.

Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь. Он должен храниться в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны.

Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала например, лопаты и совки железные или стальные; ведра и лейки из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки из дерева. Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь: Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: Одежда детей должна быть удобной, не стеснять их движений. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т. Чтобы труд детей принес желаемые результаты, воспитатель должен сам хорошо знать, как ухаживать за животными, как и чем кормить их, а затем передать эти знания детям, тщательно планировать их работу в уголке природы и на участке ДОУ.


Читайте также:

  • Образец заполнения договора купли-продажи недвижимого имущества
  • Какая госпошлина при разделе имущества через суд
  • Закон про аренду земли
  • Заявление к наследственному имуществу
  • Сколько платят на содержание детей в приемной семье
  • При рождение ребенка ипотека