Главная | Наследовательное право | В содержании учебных программ для одаренных детей отсутствует

Образовательная программа для одарённых детей "Исследователи"

Инициатор новой волны исследований проблем одаренных детей в нашей стране А. Матюшкин [2] всячески способствовал непосредственному общению исследователей и учителей с их зарубежными коллегами. Мы полагаем, что обращение к зарубежному опыту на данном этапе также может помочь отечественной системе образования одаренных учащихся в поисках перспективных стратегий и новых форм обучения. Цель статьи — анализ школьного законодательства, содержания и форм образовательных программ, принципов выявления одаренных учащихся и подготовки кадров к работе с ними в европейских странах.

Для достижения этой цели использованы: В этом документе странам Евросоюза было рекомендовано придерживаться в образовательной политике следующих положений приводятся некоторые из них: В этом документе наряду с практической работой подчеркивается необходимость поддержки фундаментальных исследований проблемы одаренности.

Образование одаренных учащихся в настоящее время Несмотря на вышеупомянутые рекомендации в целом ряде европейских государств в официальных документах в сфере школьного законодательства не выделяется категория одаренных учащихся как требующая особого внимания и специальных форм обучения. Соответственно, отсутствуют и образовательные программы, действующие на государственном уровне.

В основе такого подхода лежит своеобразное понимание демократии как системы, которая не должна выделять особые группы населения, включая и детей. В таких странах в законах о школе приоритет отдается ифференциации и индивидуализации обучения в рамках общего образования. В Бельгии, Греции, Ирландии, Италии, Португалии, Франции, а также в скандинавских странах Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия одаренные учащиеся не упоминаются в законах о школьном образовании [8, 18, 24].

Исследователи особо обращают внимание на школьное образование Финляндии, где индивидуализация обучения осуществляется настолько хорошо, что вопрос о каких-либо дополнительных мерах поддержки одаренных не ставится. В Швеции в году после десятилетий упорных усилий исследователей и учителей [24] было выделено государственное финансирование на экспериментальную трехгодичную программу для одаренных учащихся при двух сравнительно молодых университетах [18].

Тем не менее, даже при отсутствии упоминания одаренных учащихся в официальных документах например, Бельгия, Португалия , в большинстве стран в законах о школе выделяются стратегии, которые могут быть использованы при работе с ними.

Мне в содержании учебных программ для одаренных детей отсутствует Весьма красочный

Так, с года в земле Нижняя Саксония, Германия, стал действовать закон, разрешающий использование ускорения в обучении одаренных учащихся [16]. В настоящее время такое положение появилось в школьном законодательстве всех остальных земель этой страны. Для достижения поставленных в данной работе целей рассмотрим подробнее состояние дел по проблеме одаренных детей в отдельных европейских странах. Эта программа дает возможность одаренным учащимся 16—19 лет заполнить критический период между старшими классами и университетом учебными курсами высокого уровня.

В течение буквально нескольких лет после открытия Академия превратилась в уникальную по своему уровню и притягательности программу для одаренной молодежи. Она получила правительственную поддержку, что позволило родителям оплачивать только треть всех расходов, а учащимся из семей с низким достатком учиться в ней бесплатно.

Каждое лето в программе участвуют 90 высокоодаренных детей из всех земель Германии. Они отбираются на основе: В течение 16 дней они занимаются по одной из шести академических дисциплин под руководством высококвалифицированных специалистов в этих областях.

Например, летом года предлагались такие учебные курсы: Главной целью Академии является создание под руководством экспертов атмо-сферы интеллектуального и социального вызова для наилучшего развития способностей детей и их общения со сверстницами и сверстниками с таким же высоким потенциалом и мотивацией. Соответственно, наиважнейшими задачами здесь стали: По отзывам одаренных, которые участвовали в летней программе, и по оценкам специалистов [21], эффективность Академии в достижении поставленной цели делает ее исключительно ценным опытом в жизни учащихся.

в содержании учебных программ для одаренных детей отсутствует настроение

Наибольшим разнообразием образовательных стратегий выделяется Австрия. Во всех девяти округах страны действуют программы для одаренных учащихся. В них активно используются школьные и внешкольные ресурсы обогащения и ускорения, специализированные классы и школы, летние программы и обширная сеть конкурсов, соревнований, олимпиад [18;23]. На уровне государственной программы зафиксирована необходимость в образовании для одаренных детей и специальной подготовки для учителей. Конкретные требования ни к ее содержанию, формам, ни к подготовке педагогических кадров в официальном документе не прописаны.

Удивительно, но факт! По отзывам одаренных, которые участвовали в летней программе, и по оценкам специалистов [21], эффективность Академии в достижении поставленной цели делает ее исключительно ценным опытом в жизни учащихся.

Соответственно, каждая школа идет своим путем в организации обучения этой категории учащихся. Сертификат о подготовке учителей желателен, но необязателен. К настоящему времени во всех педагогических университетах Австрии появились собственные программы подготовки учителей для обучения одаренных учащихся. Подобная ситуация характерна для немецкоговорящих кантонов Швейцарии.

Похожие файлы

Великобритания Королевство отличается тем, что не включает категорию одаренных в свое школьное законодательство, но интенсив- но развивает поддержку таких учащихся в рамках обычных классов. Целенаправленность во внедрении, прекрасная техни- ческая оснащенность и собственные методологические основы образовательных программ для одаренных делают опыт Ве- ликобритании предметом особого рассмотрения. Его тезис о наследуемости высоких способностей определил одно из направлений исследований в психологии одаренности [1].

Не без влияния этого тезиса в британской системе образования утвердилось и долгое время господствовало жесткое разделение учащихся по уровню способностей. Разделение осуществлялось на основе результатов экзамена the 11 plus examination в одиннадцатилетнем возрасте: Долгая и упорная борьба с такой практикой имела негативные последствия для одаренных —в течение десятилетий проблема особых образовательных потребностей одаренных учащихся не ставилась вообще. Наконец, в конце х годов ХХ века исследователи обратились к изучению детей с высокими способностями, что вызвало необходимость создания первых программ для них.

Эти дети выявлялись на основе иных критериев, чем экзамен. Две программы — Ливерпульский проект и рентвудский эксперимент — способствовали изменениям в общественном мнении и политике принятия решений в отношении одаренных учащихся [15]. Однако даже после этого в течение многих лет способные учащиеся не получали необходимого им по уровню обучения в школах и непроводилось их планомерного выявления.

Такая ситуация была особенно проблематичной для учащихся из среды с низким социально-образовательным уровнем, так как затрудняла им доступ к качественному образованию и создавала барьеры в реализации способностей. Государственная политика в отношении обучения одаренных детей была впервые сформулирована в году. В последнее десятилетие была внедрена целая серия государственных образовательных инициатив, направленных на улучшение ситуации с одаренными учащимися [3; 11; 12; 17;22].

Эти инициативы включают образовательные программы, например, Excellence in Schools, [12], исследовательские программы см. Главный официальный подход к образованию одаренных учащихся основывается на принципе включения inclusive approach. Естественно предположить, что этот принцип стал ключевым как реакция на длительный опыт отбора учащихся на основе результатов пресловутого экзамена в одиннадцать лет. Другая сторона его принятия обусловлена подчеркиванием приверженности демократии.

Принцип включения ориентирует на улучшение образования для всех детей так, чтобы одаренные могли оставаться в общеобразовательных школах и иметь возможность реализовывать себя наилучшим образом. Для того чтобы понять, как проходит реализация этого принципа, необходимо обратиться к общей структуре образования в Великобритании.

Главные вкладки

Управление образованием в Англии осуществляется на трех уровнях. Общая политика на национальном уровне определяется Департаментом образования и умений the Department of Education and Skills —DfES — первый уровень. Ответственность за воплощение политики несут на региональном уровне местные образовательные власти Local Education Authorities — LEAs второй уровень и школы, которые контролируются Советом школьных попечителей третий уровень. В Совет школьных попечителей Board of School Governors входят представители муниципалитета, родительского комитета и педагогический персонал школы.

Обучение всех детей, включая одаренных и талантливых, осуществляется через эту систему. Таким образом, программы для одаренных разрабатываются на национальном уровне, имеют и региональные или же муниципальные вариации, учитывающие местные особенности и потребности. Для продвижения национальной политики в Департаменте образования и умений DfES работают два агентства: Первое агентство определяет содержание национальных учебных программ и задает критерии их оценки.

Второе осуществляет мониторинг работы всех школ в соответствии с требованиями, заданными первым агентством. Оба они играют ключевую роль в определении образовательных программ для одаренных учащихся. Как отмечалось ранее, система образования одаренных исходит из приоритета демократических принципов. Это означает, что в государственном образовании отсутствуют отдельные специализированные школы или классы для одаренных учащихся. Частные школы могут ориентироваться на эту категорию учащихся, однако их мало, и, естественно, они платные, то есть обслуживают вполне определенный слой населения.

Школы обязаны предоставлять возможности для развития этих учащихся в соответствующих областях проявления их талантов. Одним из важных принципов организации образования одаренных является доступность его для учащихся в тех школах, где они учатся. В рамках этой системы был организован онлайновый математический клуб для одаренных учащихся в Великобритании, который быстро превратился в международный более 50 членов из более чем 70 стран.

Цель проекта —внешкольное обогащение, не связанное с какими-либо экзаменами или учебными программами, для тех учащихся, кто увлечен математикой и стремится к решению сложных заданий. Ежемесячно в Интернете выходит журнал, в котором публикуются математические задачи, пазлы, парадоксы, стимулирующие углубленную работу в определенных областях математики.

В нем также разбираются и комментируются решения, присланные учащимися. Математические задачи сгруппированы по четырем уровням трудности без возрастных ограничений. Обращаем внимание на то, что в школах Англии не работают психологи, и они прямо не задействованы в выявлении одаренных. Соответственно, задача выявления одаренных детей ложится на учителей каждой конкретной школы. Вклад психологов в решение этой весьма непростой задачи заключается в предоставлении информации об особенностях одаренных детей, в описании их поведенческих проявлений, в выделении критериев, которые можно использовать для их идентификации в учебном процессе [14; 20; 25].

Удивительно, но факт! A guide for teachers and parents. Социальная автономность — способность и стремление противостоять мнению большинства.

В подготовку учителей для одаренных специально включен курс по проблемам выявления одаренных учащихся в разных возрастах, из различных социальных групп и т. В английском подходе к идентификации подчеркиваются гибкость flexibility и предоставление возможностей identification by provision.

Выявление одаренных детей рассматривается не как отдельное мероприятие, а как часть целостного учебного процесса. В более раннем возрасте не устанавливается никаких процентных ограничений. Поиск идет с ориентацией на тех, кто явно существенно выше по уровню развития, чем соответствующая возрастная группа в данном образовательном учреждении.

Если школа находится в округе, где проживают преимущественно семьи с низким культурно-образовательным уровнем, то критерии выявления основываются именно на показателях детей из этой популяции. Сюда включаются и учащиеся, кто, кажется, обладает более высоким потенциалом, но не проявляет его соответствующими достижениями. Принципы выявления одаренных детей представлены в публикациях Джоан Фримен [13]. Детям более гибко предоставляются учебные ресурсы таким образом, чтобы они могли проявить себя с наилучшей стороны в заданиях, которые являются для них вызовом, требуют напряжения сил и помогают проявить способности.

Этот принцип identification by provision распространяется на обучение в школе, на внешкольные занятия и на самостоятельные занятия independent learning. В начальной школе выявление носит максимально гибкий характер и позволяет значительной части детей входить в категорию одаренных и выходить из нее. Плюсом такого подхода является создание благоприятных возможностей для детей с разной динамикой развития одаренности: Как мы отмечали, в образовательных программах для одаренных закладывается вариативный компонент или же они целиком модифицируются с учетом местных особенностей.

Примером такой программы является разработка Лондонского департамента по образованию, описанная ниже. Отдел образования по работе с одаренными и талантливыми Лондона London Gifted and Talented создал собственную программу со значимой аббревиатурой REAL буквальный перевод — реальный. Программа была разработана с учетом специфики столицы как города с многонациональным населением, различными этническими группами и с разницей в материально-экономическом уровне населения.

Согласно последним статистическим данным процент учащихся, для которых английский язык является вторым после родного, постоянно увеличивается в школах Лондона. В британской столице существуют целые районы, где компактно проживают выходцы из других стран, и где порой невозможно услышать английскую речь. Основополагающий принцип программы — каждый ребенок должен иметь возможность развивать свой потенциал как можно полнее вне зависимости от уровня владения английским языком и первоначального уровня школьной подготовки.

Конкретная цель — создание дополнительной помощи одаренным и талантливым учащимся для преодоления замкнутого круга неуспешности.


Читайте также:

  • Исковое заявление в суд для приватизации квартиры
  • Отказ от развода мужу
  • Лишение прав за выезд на трамвайные пути встречного направления
  • Ипотека до какого возраста выдается