Главная | Защита прав потребителя | Защита прав свидетелей и иных участников процесса

Статьи по предмету Уголовный процесс

Государственная защита прав потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства 1. Меры безопасности в отношении потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства 2. Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является обеспечение безопасности гражданина в остроконфликтной сфере уголовного судопроизводства.

С начала х годов проблема противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобрела особую остроту. Для усиления государственной защиты этих лиц был принят ряд специальных правовых норм.

Этот институт является относительно новым для российской правоприменительной практики, в связи с чем возникает множество проблем, от своевременного и правильного разрешения которых зависит эффективность защиты прав личности в уголовном процессе. В первую очередь это касается мер и оснований государственной защиты свидетелей и потерпевших, поскольку именно государство должно быть заинтересовано в укреплении правопорядка, полноты и объективности расследования, которые невозможно обеспечить, если в стране отсутствует надежная система защиты указанных лиц.

На мой взгляд, оптимальное решение этих вопросов должно быть основано не только на теоретических изысканиях, но и учитывать реалии российской правовой, экономической, политической, социальной действительности. Данная курсовая работа посвящена изучению этого института уголовно-процессуального права, он является объектом и предметом исследования. В первой главе рассматривается история становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России, вопрос о его сущности и назначении.

Вторая глава посвящена главным направлениям современного института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, кроме того, здесь сопоставляются законодательные нормы с условиями реальной действительности. Актуальность темы обусловлена тем, что институт обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства является новой и весьма специфической сферой правоохранительной деятельности. Практическая реализация данной функции представляет для правоохранительных органов определенную сложность.

Поэтому цель данной работы - изучение института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и выявление недостатков его правового регулирования. Автор ставит перед работой следующие задачи: Провести анализ рассматриваемого института на основе исследования законодательства и научных изысканий в данной области как в бывшем СССР, в эпоху реформ х годов и в современной России.

О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

Выявить проблемы механизма реализации и предложить пути их решения. Освещение отдельных проблем обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства имеет место в работах таких ученых, как Антошина А. Однако в настоящее время отсутствуют систематизированные научные разработки, позволяющие установить правовую природу, основополагающие теоретические характеристики института обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших в уголовном процессе. Именно в это время Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик пополнились статьей , которая гласила: Закон СССР от 12 июня г.

К функциональным нормам, направленным на защиту указанных лиц можно отнести статью 12 Основ в редакции Закона от Конечно, и до года свидетели и потерпевшие нуждались в обеспечении личной безопасности. Однако вопрос этот не ставился столь остро ни практиками, ни учеными. Последних больше интересовала защита чести и достоинства а не жизни, здоровья и имущества лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства, Белявский А.

Охрана чести и достоинства личности в СССР. Охрана чести и достоинства личности в советском уголовном праве. Уголовная ответственность за заведомо ложное показания: Научным публикациям х годов была более присуща установка на повышение требовательности к участникам судопроизводства, в том числе и к свидетелям. Каждого выявленного свидетеля рекомендовалось спрашивать, почему он не явился свидетельствовать по собственной инициативе.

Взаимодействие органов внутренних дел с населением в борьбе с преступностью. Свидетельская обязанность рассматривалась не иначе как почетная. Любопытной представляется рекомендация названного пособия - заверить свидетеля в его собственной безопасности. Вместе с тем наличие давления на свидетеля никогда не освобождало его от обязанности давать свидетельские показания. Привлечение его к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний по закону должно наступать независимо от мотивации противоправного поведения.

Боязнь мести со стороны обвиняемого, по мнению комментаторов УК, всего лишь мотив для преступления против правосудия дачи заведомо ложных показаний и отказа от свидетельствования - не более. Основной причиной отклонения явилось то, что на реализацию указанного закона потребовались бы значительные финансовые ресурсы. Эта причина актуальна и сегодня. Однако следует отметить, что, по подсчетам специалистов, в случае принятия законопроекта раскрываемость преступлений значительно повысится, в том числе и в сфере экономических преступлений, что позволит вернуть в бюджет миллиарды похищенных средств и тем самым окупить если и не все, то большую часть затрат на реализацию закона.

Итогом всей предыдущей законотворческой деятельности стало введение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

дослушала защита прав свидетелей и иных участников процесса сущности

Рассмотрим основные из перечисленных нормативных актов. Государственный гимн Российской Федерации. С принятием нового УПК РФ в российском законодательстве появились меры процессуального характера, направленные на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. В пункте 3 статьи 11 УПК Российской Федерации перечислены участники уголовного судопроизводства, в отношении которых в случае необходимости могут быть применены меры безопасности Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от Кроме того, в кодексе названы некоторые виды мер безопасности: С появлением указанных мер можно говорить о создании специального института государственной защиты указанных лиц.

Однако одних лишь мер процессуального характера для защиты интересов потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, оказывающих ему содействие, явно недостаточно. Для обеспечения надлежащей государственной защиты целесообразно принятие специального закона, в котором предусмотрен комплекс соответствующих мер и механизм их реализации.

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на современном этапе - осуществление предусмотренных Федеральным законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и или имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами ст. Государственной защите подлежат, в том числе, потерпевший; свидетель; частный обвинитель; гражданский истец, законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Защите подлежат и близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных лиц статья 2 Закона. Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются: Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд судья , начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление сообщение о преступлении либо уголовное дело статья 3 Закона.

В статье 3 Закона названы органы, на которые возлагается осуществление мер безопасности: Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда судьи или прокурора соответствующими органами, расположенными по месту нахождения защищаемого лица п. Меры безопасности в отношении военнослужащих осуществляются командованием соответствующих воинских частей, в отношении лиц, содержащихся в следственных изоляторах, находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ п.

Меры социальной поддержки осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации п. В законе также названы принципы осуществления государственной защиты: Уголовный Кодекс РФ также содержит нормы, касающиеся государственной защиты участников уголовного судопроизводства. К примеру, есть часть 2 статьи Уголовный кодекс Российской Федерации ред.

Квалифицирующим признаком состава принуждения к даче показаний, предусмотренным ч. Особо квалифицирующим признаком принуждения к даче показаний, к даче ложного заключения или осуществлению неправильного перевода ч. Угроза или шантаж могут быть направлены не только в отношении свидетеля, потерпевшего, эксперта либо переводчика, но и в отношении их близких. Показания потерпевших, свидетелей, а равно заключения и показания экспертов являются весьма важными средствами процессуального доказывания, а поэтому подкуп или принуждение указанных лиц к даче на предварительном следствии или в судебном заседании ложных показаний, уклонению от дачи показаний или заключения, а также подкуп или принуждение переводчика к неправильному переводу может повлечь за собой принятие незаконного и необоснованного решения по итогам предварительного расследования либо постановление незаконного и необоснованного обвинительного либо оправдательного приговора.

С точки зрения автора, необходимо установить уголовную ответственность не только за принуждение свидетеля или потерпевшего к даче ложных показаний, но и за угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении свидетеля, потерпевшего, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, а также за посягательство на жизнь свидетеля, потерпевшего, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования.

Во многих странах задачу государственной защиты лиц, содействующих правосудию, успешно осуществляют специальные государственные органы подразделения. Создание соответствующего специального органа целесообразно и в России. Теория и практика участия свидетеля в уголовном процессе.

Удивительно, но факт! Конечно, в правоприменении этот недостаток должен компенсироваться за счет ч. В пункте 16 Рекомендаций Комитета министров Совета Европы от 28 июня г.

Такая программа была принята в году на годы Постановление Правительства РФ от 10 апреля г. Целью данных программ является реализация мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В рамках Государственных программ разрабатываются комплексы мероприятий по осуществлению мер безопасности, а также планируется необходимое финансирование.

Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе

Итак, сегодня можно утверждать, что в российском законодательстве создан полноценный институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства. В ходе уголовного судопроизводства могут применяться такие меры безопасности, как сохранение в тайне данных о личности, контроль и запись телефонных и иных переговоров, проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, проведение закрытого судебного разбирательства, а также допрос свидетеля потерпевшего в судебном заседании без оглашения данных о его личности и в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками процесса Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от К сожалению, указанные в УПК РФ меры безопасности не всегда могут обеспечить эффективную защиту потерпевших и других лиц, содействующих правосудию.

Кроме того, при их применении практические работники встречаются со значительными сложностями в связи с отсутствием комплексного подхода к обеспечению безопасности защищаемых лиц. Например, анализ норм УПК РФ и изучение практики позволяют сделать вывод, что использование псевдонима в целях сохранения в тайне данных о личности потерпевшего свидетеля либо иного участника процесса не имеет надлежащих гарантий, при нормативном урегулировании применения данной меры безопасности допущен ряд пробелов.

Ключевые слова

Во-первых, использование псевдонима оказалось невозможным в стадии возбуждения уголовного дела, поскольку согласно ч. Неясно, что делать и в ситуации, когда человек допрошен под настоящей фамилией, в деле имеется соответствующий протокол, а угроза посткриминального воздействия возникла после допроса.

Сведения, содержащиеся в уголовном деле, относятся к сведениям конфиденциального характера в соответствии с п. Указ Президента РФ от Но надежна ли эта степень защиты, особенно в случаях, когда речь идет о жизни свидетелей? В законе нет указания на порядок выполнения председательствующим требований ч. Полагаем, что при необходимости применения мер безопасности личность допрашиваемого может быть установлена только после удаления из зала заседания всех присутствующих, включая подсудимого и его защитника.

вокруг защита прав свидетелей и иных участников процесса художнику

Протокол же судебного заседания, содержащий сведения о личности допрашиваемого, в соответствующей части не должен предъявляться сторонам в порядке ч. Хранение протокола его части , по мнению автора, должно осуществляться в порядке, установленном для постановления о сохранении в тайне данных о личности ч. Не отражает интересы потерпевшего и возможность раскрытия его подлинных данных в случае заявления ходатайства стороны в ходе судебного разбирательства ч.

Необходимость применения другой предусмотренной УПК РФ меры безопасности - опознания в условиях, исключающих наблюдение опознающего опознаваемым, - неоднократно обсуждалась в литературе последнего десятилетия. Методика производства следственного действия в таких условиях еще не отработана. Рекомендации о проведении опознания через стекло с зеркальным покрытием трудновыполнимы в связи с отсутствием в подавляющем большинстве следственных подразделений необходимого оборудования.

На практике применяется, например, опознание через узкое отверстие в ширме из плотного непрозрачного материала растянутые шторы, покрывала или другие доступные методы обеспечения анонимности опознающего лица. Проблемы эффективности и практика применения: Согласно требованиям закона опознание по фотографии допускается только в случае невозможности предъявления лица ч.

Так, в ходе расследования уголовного дела по обвинению Степкина в совершении преступлений, предусмотренных ч. Ходатайство адвоката об исключении протокола опознания по фотографии из числа допустимых доказательств в связи с возможностью непосредственного предъявления его подзащитного для опознания потерпевшей оставлено прокурором на стадии предварительного следствия без удовлетворения.

Удивительно, но факт! Меры социальной поддержки наименование в редакции, введенной в действие с 1 января года Федеральным законом от 29 декабря года N ФЗ 1. Защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением судьи Дорогомиловского районного суда Москвы ходатайство адвоката удовлетворено, так как, по мнению суда, на дату производства опознания обвиняемый содержался в следственном изоляторе и по состоянию здоровья имел возможность принимать участие в производстве этого следственного действия.

Боязнь потерпевшей мести со стороны сообщников подсудимого, особенно в случае ее приезда в Москву, затраты на оплату проезда из отдаленного региона, возраст 56 лет и состояние здоровья потерпевшей суд посчитал недостаточными основаниями для производства опознания по фотографии. В Федеральном законе от 20 августа г.


Читайте также:

  • Что такое двойная превенция
  • Образование комиссий по трудовым спорам ее компетенция
  • Виды недвижимого имущества рб